ЛИВАНОВ Виктор Владимирович

Генеральный директор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, лауреат Государственной премии России, доктор экономических наук
Родился 17 сентября 1943 года в Хабаровске. Отец – Ливанов Владимир Борисович (1907-1999), военнослужащий. Мать – Ливанова (Рябчук) Анна Петровна (1921 – 2001). Супруга – Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна (1953 г. рожд.), доктор экономических наук. Сын – Ливанов Дмитрий Викторович (1967 г. рожд.), доктор физико-математических наук. Дочь – Дарья Викторовна (1975 г. рожд.), окончила факультет журналистики МГУ.
Среди ведущих авиастроительных компаний мира найдется не слишком много тех, кто мог бы соперничать с фирмой под названием «Ильюшин». Фамилия академика С.В. Ильюшина десятки лет является символом прогресса, прославлена на весь мир своей «торговой» маркой. Возглавляемое им Опытно-конструкторское бюро создало десятки самолетов, которые определяли успех в воздухе, будь то военная или гражданская авиация. Наследие С.В. Ильюшина приумножил выдающийся конструктор Г.В. Новожилов, творчеству и деятельности которого посвящена специальная глава в разделе «Человек века» данного издания.
…Время неумолимо. Оно потребовало новых решений в производстве летательных аппаратов, особенно в России в период рыночных преобразований, когда претерпели коренные изменения механизмы создания самолетов. Нужно было сохранить литеры «Ил» на крыльях, чем многие годы занимался Генеральный конструктор Г.В. Новожилов, наполнить их новым содержанием, найти мерило и разработать правила управления сложнейшим авиационным производством в современном мире. Время призвало новых лидеров. Таким лидером в ильюшинском мире и одним из лидеров в отечественной авиации стал В.В. Ливанов.
Семью Ливановых жизнь помотала по Советскому Союзу. Отец Виктора родился в Москве, окончил Военно-инженерную академию имени Куйбышева, затем служил в КГБ, в отставку вышел в звании полковника. Мама не работала, воспитывала четверых детей: помимо Виктора в семье были 3 дочери.
Первые 4 класса школы Виктор окончил в Хабаровске. Учебу продолжил во Львове, куда отца перевели в 1953 году. В 1959 году семья переехала в Баку.
После школы Виктор решил поступать в МАИ, но не прошел медкомиссию по зрению. Тогда подал документы в Московский авиационно-технологический институт, успешно сдал экзамены и был зачислен на 1-й курс механического факультета. И в школе, и в институте Виктор всегда находил время для спортивных занятий – играл, к примеру, за сборную МАТИ по волейболу.
В годы учебы приобрел первые практические знания о ведущих аэрокосмических компаниях страны. Производственную практику он проходил на Заводе имени М.В. Хруничева, в сборочном цехе лопастей (завод в то время выпускал вертолеты). Дипломный проект Ливанов писал на московском заводе «Знамя труда» на базе самолета МиГ-25.
Окончив в 1967 году институт по специальности «инженер-механик по самолетостроению», Виктор Ливанов пришел инженером-технологом в ОКБ-240 С.В. Ильюшина. К тому времени предприятие получило открытое наименование – Московский машиностроительный завод «Стрела». Одновременно Ливанов устроился на работу в ВИНИТИ, чтобы по ночам заниматься переводами. Полгода проработал он в сборочном цехе № 5, где строили самолет Ил-62М, и был направлен технологом на Летно-испытательную базу предприятия в подмосковном Жуковском. То была хорошая производственная школа, которая пригодилась в дальнейшем. Через полтора года Ливанов вернулся на опытный завод, где в то время началось активное внедрение методов сетевого планирования и управления. Виктора Владимировича назначили начальником бюро научной организации труда завода, которое занималось их внедрением. За 3 года в этой должности он провел объемную аналитическую работу, направленную на повышение эффективности производства. Так были сделаны первые шаги в освоении современных методов управления предприятием.
Эта деятельность была отмечена руководством ОКБ. В результате Генеральный конструктор Генрих Васильевич Новожилов предложил Ливанову перейти в КБ на должность начальника планового отдела. Начальником КБ был в то время Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий В.А. Борог. Его Ливанов по сей день считает одним из своих учителей. Под его руководством Ливанов создал и возглавил бригаду координации анализа работ (КАР). Их усилиями в ОКБ была накоплена фундаментальная статистическая и аналитическая база. Это был первый в отрасли и в стране опыт планирования инженерно-конструкторского труда, позволявший прогнозировать процессы проектирования новых типов самолетов. Укреплялся авторитет В.В. Ливанова, формировался его фирменный почерк управленца. Наступила пора зрелости.
В апреле 1988 года В.В. Ливанова назначили директором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. В то время запускали в серийное производство новый дальнемагистральный самолет Ил-96-300. Первое время после назначения было нелегким – Ливанов столкнулся с целым спектром хозяйственных проблем, связанных с внедрением новых форм организации производства, в том числе хозрасчетных отношений. Работать приходилось по 17-18 часов в сутки.
В 1989 году в составе первой в современной истории России группы руководителей авиационной промышленности В.В. Ливанову предложили отправиться на учебу в школу бизнеса в США. После 3 месяцев подготовки к стажировке в результате жесткого отбора из 60 кандидатов осталось только 22. Ливанов оказался в их числе. С августа по декабрь 1989 года он обучался в школе бизнеса, организованной на базе Оклахомского университета. Интересно, что группа отечественных авиастроителей была первой официальной российской делегацией в Оклахома-Сити. Особо важным в период стажировки стало знакомство с организацией авиационного производства в США: Ливанов проходил производственную практику на одном из филиалов авиационного завода фирмы «Гольфстрим». По результатам стажировки Ливанов защитил проект по теме «Рыночная экономика».
К моменту возвращения Виктора Владимировича в Москву положение Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, да и всей отрасли, усложнялось день ото дня. Знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства (вплоть до 2002 г. государственные средства составляли лишь 6-8 процентов финансирования). Речь уже пошла о выживании в новых рыночных реалиях, когда основным условием существования предприятия становится не создание продукта, а возможность его реализовать.
Сразу по возвращении из США Ливанов начал подбирать новую команду экономистов, способных адекватно воспринимать экономические реформы. Опираясь на эту команду, он преодолел многие трудности: на заводе не задерживали зарплату (к тому же она ежегодно росла), не было долгов перед энергетиками, бюджетными и внебюджетными фондами. Предприятию удалось сохранить 60-процентный госпакет...
В 1996 году на базе Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности было создано Министерство оборонной промышленности РФ. 9 ноября того же года постановлением Правительства Российской Федерации Виктора Владимировича Ливанова назначили заместителем министра. Работу в новой должности он начал с реструктуризации авиационной промышленности. Под его руководством разработали концепцию, основанную на тщательном анализе экономической ситуации в авиапроме... На министерской должности Виктор Владимирович проработал всего 7 месяцев: в мае 1997 года Министерство оборонной промышленности упразднили.
Вскоре после этого на собрании акционеров Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина В.В. Ливанова избрали Генеральным директором.
Под его руководством началось формирование первой в России авиастроительной корпорации. С 2000 года В.В. Ливанов - президент Межгосударственной авиастроительной корпорации, которая изначально должна была объединить Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и Ташкентское авиационно-производственное объединение. В процессе переговоров Узбекистан отказался от вступления в корпорацию. В апреле 2003 года в результате присоединения Воронежского акционерного самолетостроительного общества и Межгосударственной авиастроительной корпорации к ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» создана корпорация «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».
В.В. Ливанов - создатель и первой лизинговой компании в отечественной авиационной промышленности - «Ильюшин-Финанс», которую зарегистрировали в ноябре 1998 года. Компания создана В.В. Ливановым и А.И. Рубцовым, в то время заместителем председателя правления КБ «Национальный резервный банк».
«Ильюшин-Финанс» и «Национальный резервный банк» разработали и направили в Министерство экономики РФ пакет нормативных документов, в котором предусматривался ряд мер, в том числе государственная поддержка отечественного авиапрома, поддержка экспорта и лизинга. Несколько лет Виктор Владимирович отстаивал необходимость создания лизинговой системы как одного из основных путей вывода отрасли из кризиса. В феврале 2001 года принята концепция «Основы государственной политики в области авиации», а в декабре того же года компания «Ильюшин-Финанс» выиграла тендер на участие в государственной программе лизинга гражданской авиатехники. Спустя 4 месяца 51% акций компании выкупило правительство. Сегодня «Ильюшин-Финанс» - крупнейшая в России лизинговая компания (уставной капитал 210 млн. долларов), созданная с участием государства. В.В. Ливанов - член совета директоров компании.
Заключено первое в России масштабное соглашение о передаче в лизинг Аэрофлоту шести самолетов Ил-96-300 и 10 самолетов типа Ту-204 (Ил-96-300 находится в эксплуатации с 1988 года и по своим экономическим и техническим показателям не уступает «Боингу-767», а в том, что касается цены, существенно выигрывает у американского «коллеги»). Это позволит оживить производство на Воронежском авиазаводе – крупнейшем предприятии города.
Выставлена на тендер лизинговых проектов и передача в лизинг авиакомпании «Атлант-Союз» 10 самолетов Ил-96-400Т – машин той же размерности и с теми же летными данными, что и Ил-96Т с американскими моторами, но оснащенных отечественными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием.
В настоящее время возглавляемая В.В. Ливановым корпорация производит самолеты типа Ил-96, Ил-76МФ, Ил-114, расширяет сотрудничество с западными авиационными предприятиями. Значительные усилия приходятся на работы по линии Министерства обороны РФ, Росавиакосмоса и выполнение контрактов по ремонту и модернизации самолетов «Ил» - в частности, для Индии.
Под руководством В.В. Ливанова Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина и ОКБ имени А.С. Яковлева совместно выиграли конкурс на создание семейства новых ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов (БСМС). Создание БСМС на 130-170 пассажирских мест предусмотрено Федеральной целевой программой развития гражданской авиационной техники России в 2002-10 годах и на период до 2015 года. Сертификация самолета должна быть завершена в 2015 году. Ильюшинский комплекс также выиграл и другой конкурс, объявленный в соответствии с государственной программой вооружения, - на создание легкого военно-транспортного самолета Ил-112.
Между Авиационным комплексом имени Ильюшина, корпорацией «Иркут» и индийской корпорацией HAL заключено соглашение о создании многофункционального транспортного самолета для России, Индии и третьих стран.
За создание самолета Ил-96-300 В.В. Ливанов в 2000 году удостоен Государственной премии России. Виктор Владимирович награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, «Знак Почета», удостоен почетной грамоты Правительства РФ. Он – академик Академии транспорта РФ, Академии авиации и воздухоплавания РФ, Академии безопасности, обороны и правопорядка, доктор философии Брюссельской академии информационных наук (факультет экономики, 2001).
«Основная задача сегодня, - убежден Виктор Владимирович, - завершить реструктуризацию промышленности по созданию интегрированных структур. Авиапроизводителям нужно объединяться, так как создавать новые самолеты в одиночку невозможно…»